|
|
Экспериментальная работа
|
|
|
|
Экспериментальная работа
|
«Апробация модели образовательного учреждения, гарантирующей непрерывное духовно-нравственное развитие участников образовательного процесса в период построения правового государства и демократического общества».
Цель: определение оптимальной структуры образовательного учреждения, обеспечивающего позитивное развитие социума в условиях постиндустриального общества.
Этапы реализации программы эксперимента.
1 этап – 1997/98 учебный год – 1998/99 учебный год.
Апробация методики проектирования функциональной структуры образовательного учреждения в соответствии с социальным заказом на основе изучения системного потенциала социума.
2 этап – 1999/2000 учебный год – 2000/2001 учебный год.
Апробация технологии управления развитием системы образования учреждения, реализующего полный образовательный цикл.
3 этап – 2001/2002 учебный год – 2002/2003 учебный год.
Апробация технологии обучения педагогических кадров авторским технологиям управления развитием системы образования на уровне учреждения в соответствии с социальным заказом на основе изучения системного потенциала социума.
Создание инновационной сети образовательных учреждений, работающих по авторской технологии управления развитием системы образования в соответствии с социальным заказом на основе реализации системного потенциала социума.
Основное направление деятельности.
Разработка методики реализации прав участников образовательного процесса, определенных российским законодательством и международным правом в организации образовательного процесса на основе соблюдения принципа гармонии части и целого.
Предмет эксперимента.
Технология подготовки управленческого решения в учреждении образования силами участников образовательного процесса.
Участники образовательного процесса:
- воспитанники учреждения образования;
- законные представители воспитанников;
- сотрудники учреждения образования;
- органы власти, организации и лица, участвующие в обеспечении образовательного процесса.
Проблема эксперимента.
Закон РФ «Об образовании» и Конвенция о правах ребенка требуют решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый – ребенок, учитель – ученик. Однако, в существующей практике образования отсутствуют методики и технологии, позволяющие добиться согласования взглядов участников образовательного процесса на образовательную программу и программу развития учреждения.
Указанная проблема является ключевой для образования XXI века и именно от качества ее решения зависит успех реформ государственного уклада России. Сложность указанной проблемы отражается самой формулировкой статьи 13 Конвенции о правах ребенка, указывающей на необходимость соблюдения разумного баланса между правами и обязанностями, свободой и ограничениями.
В соответствии с утвержденной программой эксперимента осуществлялась реализация третьего этапа эксперимента по направлениям:
- апробация технологии обучения педагогических кадров авторским технологиям управления развитием системы образования на уровне учреждения в соответствии с социальным заказом на основе изучения системного потенциала социума;
- создание инновационной сети образовательных учреждений, работающих по авторской технологии управления развитием системы образования в соответствии с социальным заказом на основе реализации системного потенциала социума.
В соответствии с планом экспериментальной деятельности на 2002/2003 учебный год выполнены следующие работы:
- апробирована технология обучения педагогических кадров методам формирования культуры нормотворчества в классных сообществах;
- апробирована методика обучения педагогических кадров технологиям формирования устойчивости воспитанников к негативным воздействиям агрессивной информационной среды;
- разработаны методы обучения педагогических кадров учреждений-участников инновационной сети авторским технологиям, апробированным в условиях городской экспериментальной площадки;
- осуществлена подготовка к созданию инновационной сети, гарантирующей эффективность и результативность внедрения технологий, апробированных в условиях городской экспериментальной площадки, за счет организации авторского сопровождения;
- организована работа инновационной сети и авторское сопровождение процесса внедрения технологии творческого социального заказа в условиях учреждений-участников инновационной сети.
Осуществляется подготовка аналитических материалов и публикаций результатов экспериментальной деятельности.
Проект инновационной сети, создание которой предусмотрено планом эксперимента в 2002/2003 учебном году, был представлен на Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании – 2001» и вошел в число победителей конкурса.
Результаты экспериментальной работы в течение года были представлены на городских, российских и международных выставках, конференциях и семинарах.
В рамках программы «Столичное образование» получены результаты по следующим направлениям:
- обеспечение доступности качественного образования;
- дифференциация и индивидуализация образования;
- гуманизация – социально-гуманитарные дисциплины;
- продуктивная деятельность учащихся;
- изменение системы оценки учебных достижений;
- здоровьесберегающие технологии;
- отработка мониторинговых систем;
- подготовка педагога нового качества;
- создание системы воспитания, обеспечивающей формирование гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.
|
|
|
|