Воспитательная система

Содержание


О Центре

Структура Центра

Воспитательная система

Экспериментальная работа






  

Воспитательная система

При создании центра образования № 1804 "Кожухово" была поставлена задача разработки необходимого концептуального методологического и технологического обеспечения эволюционного развития сложившейся модели воспитания до системы, соответствующей требованиям нового исторического периода. В этих целях была разработана принципиально новая база знаний, основными элементами которой являются:
  • авторская концепция общей теории систем;
  • методология регулирования системно-личностных отношений;
  • технология проектирования социальных систем;
  • методика формирования творческого социального заказа;
  • технология совершенствования требований, определяющих профессиональную компетентность кадров;
  • технология организации воспитательной системы, инициирующей саморазвитие социума;
  • концепция подготовки кадров нового поколения;
  • антикризисная технология управления развитием системы образования XXI века;
  • модель образовательного учреждения, отвечающего требованиям XXI века.
Рассмотрим основные идеи разработанного научно-методического аппарата. Формирование творческого социального заказа осуществляется в целях изучения общественного мнения о системе воспитания конкретного социума (микрорайона, района, региона) и выявления потенциала, готового к реализации немедленно, без привлечения дополнительных ресурсов или при минимальном их использовании. Основное отличие от известных методов заключается в том, что при проведении опроса выявляется не только отношение респондентов к проблеме, но и их готовность участвовать в ее решении. Таким образом, одновременно решаются три задачи:
  • формируется банк данных для расчета ресурсосберегающей программы развития системы воспитания;
  • обеспечивается актуальность создаваемой системы воспитания для развития социокультурной среды региона;
  • обеспечивается высокая мотивация участников образовательного процесса в развитии системы воспитания.
Информация, полученная в процессе формирования творческого социального заказа, служит исходной для проектирования воспитательной системы силами участников образовательного процесса под руководством сотрудников звена системного проектирования, сформированного из заинтересованных лиц, обладающих соответствующей квалификацией и желанием выполнять такую работу.

Методология, разработанная специалистами звена системного проектирования, в настоящее время позволяет кроме решения перечисленных выше задач обеспечивать соответствие программы развития воспитательной системы макроцелям культурного, правового и экономического развития региона, государства и мирового сообщества. Апробация и совершенствование указанного подхода в течение 10 лет позволили организовать принципиально новый технологический цикл процесса воспитания, основной которого является творчество участников образовательного процесса модели своего учреждения образования в целях развития социума. Результатом инициации самоорганизующейся и саморазвивающейся системы воспитания в настоящий момент является образовательное учреждение нового типа, реализующее полный образовательный цикл от подготовки молодой семьи к рождению ребёнка до вуза (аспирантуры). Следует отметить, что эта модель является результатом эволюции от традиционной системы к системе образования учреждения XXI века. При этом эволюция осуществлялась целенаправленно как результат управления развитием воспитательной системы по новой технологии. Особенностью этой технологии является сочетание максимального учёта возможностей человеческого фактора с использованием современных методов прикладных системных исследований и проектирования, а также организацией самостоятельных научных исследований участниками образовательного в целях воспитания культуры мышления, соответствующей требованиям XXI века. Указанная особенность позволяет значительно повысить адаптационные возможности и уровень развития творческих способностей участников образовательного процесса, что в свою очередь позволяет решить задачу устойчивого развития воспитательной системы за счёт организации самостоятельных научных исследований в интересах повышения эффективности и результативности процесса воспитания. Таким образом, использование новой технологии создания воспитательной системы привело к появлению принципиально новой модели, выполняющей функции научного и образовательного учреждения с одновременным решением задач подготовки кадров с принципиально новыми понятиями о педагогической компетентности. Благодаря указанным особенностям новая модель позволяет своевременно обеспечивать профилактику кризисных состояний и совершенствование воспитательной системы, не допуская её морального старения.

Наибольший эффект в воспитании самостоятельно мыслящей, социально-ориентированной, одухотворенной, физически развитой личности принесла замена традиционной пятибалльной системы оценок на специализированную корректирующую оценочно-диагностическую систему, использование которой в процессе подготовки управленческого решения силами участников образовательного процесса позволило практически решить задачу личностно-ориентированного воспитания в массовой школе. По существу эта система позволяет организовать взаимообогащающий диалог, характерный для школы Сократа, в условиях массовой школы Я.Коменского. Шкала оценок разработана таким образом, что при систематическом применении формирует у учащихся установку на взаимопомощь, взаимообучение и социально ориентированные методы разрешения сложных ситуаций, возникающих в процессе управления развитием воспитательной системы.

В целях совершенствования навыков социальной самоорганизации и повышения возможностей управления своей судьбой введен факультативный курс практической философии, под которым понимается искусство формировать и претворять в жизнь свои убеждения и идеалы.

Впервые, благодаря разработанной методологии регулирования системно-личностных отношений, реализуется принцип личного сознательного, добровольного и компетентного творчества воспитательной системы каждым участником образовательного процесса. Десятилетний опыт организации развитияучастником образовательного процесса. Десятилетний опыт организации развития системы силами участников образовательного процесса позволяет предположить, что апробированная методология представляет собой оптимальный вариант решения сверхзадачи, поставленной в статье 13 Международной конвенции о правах ребёнка, которая, с одной стороны требует предоставления каждому свободы, а, с другой стороны, требует, чтобы предоставленная свобода личности не ограничивала свободу других личностей.

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Контактный телефон:
+7 (495) 679-19-39
Copyright © 2005 ГОУ ЦО №1804 "Кожухово"
sec1804@mail.ru


Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Этот сайт создан при помощи программы Globus SiteBuilder
Hosted by uCoz