Курбатов А.В.
ведущий научный сотрудник
Института управления
образованием РАО

Проблемы защиты духовно-информационной среды России
и сознания детей, подростков и молодежи


Кризис духовности, охвативший современное постиндустриальное общество, рассматривается многими аналитиками как явление, угрожающее самому существованию человечества. Есть все основания для того, чтобы серьезно относиться к неблагоприятным прогнозам на ближайшее будущее современной цивилизации.
Совершенно очевидно, что нарастание скорости изменения условий жизни, признанное общемировой тенденцией, вызывается увеличением объема научных знаний и способности использовать эти знания для изменения условий жизни.
К сожалению, высокие технологии, приобретающие все большее значение для развития современной цивилизации, могут быть использованы не только в целях развития человечества, но и для провокации деструктивных процессов в природе и обществе.
Прецеденты намеренного разрушения духовно-нравственного потенциала народов и государств были известны еще до нашей эры. Почти 2500 лет назад китайский полководец и философ Сунь Цзы писал: «Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника. Вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия. Разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны. Подстрекайте молодежь против стариков. Мешайте всеми средствами деятельности правительства… Будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников. Вообще не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды».
В XX столетии военные ведомства развитых государств активно разрабатывали методы ведения самых различных по технологическому оснащению войн от климатических до информационно-психологических.
Разработка средств деструктивного воздействия на человека, общество и государство велась, как правило, в условиях строгой секретности, однако развитие процессов глобализации мировой экономики привели к разрушению национальных систем защиты информации и обусловили неконтролируемое распространение опасных высоко эффективных технологий в современном мировом сообществе.
Отличительной чертой постиндустриального информационного общества XXI столетия является реальная возможность использования знаний о человеке и обществе, накопленных в процессе исторического развития, против самого человека и человечества в интересах маргинальных групп. При этом следует учитывать, что интенсивное ускорение развития вызывает эффект столь же стремительного повышения ущерба, обусловленного даже ошибками управленческих решений, не говоря уже о намеренном применении высоких технологий против человека и человечества.
Ошибка в управлении Чернобыльской АЭС вызвала катастрофу в масштабах региона.
За последние 50 лет население земли утроилось, превысив рубеж шести миллиардов. В недалеком будущем ожидается увеличение населения земли до 16 миллиардов, что потребует применения более мощных источников энергии, аварии которых повлекут за собой мгновенную гибель всего человечества.
Таким образом, вероятность самоуничтожения человечества даже из-за случайной ошибки в использовании высоких технологий непрерывно возрастает. Тем более опасным является намеренное использование высоких технологий (особенно технологий информационно-психологического воздействия) в негативных целях.
Особенностью исторического развития современной России является высокая концентрация усилий деструктивных сообществ и организаций на решении задачи дестабилизации духовного состояния народа.
Советский Союз в полной мере испытал на себе воздействие сил зла, действовавших по этой методике. Широко известны инструкции первого руководителя ЦРУ Алена Даллеса: «Посеяв там (в Советском Союзе) хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем единомышленников… Найдем союзников и помощников в самой России.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности.
Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель…».
Даллес опирался на конкретные научные разработки и секретные инструкции, утвержденные на правительственном уровне. Один из таких самых засекреченных спецпроектов носил название «Гарвардский». Целью подобных проектов как правило являлась разработка эффективных технологий манипуляции сознанием наших граждан. В исследовании Г.Н. Рукосуева и С.И. Илларионова «Безопасность России в условиях информационно-психологического противоборства» манипуляция определяется как психологическое насилие, цель которого не должна быть осознана самими людьми, и рассматриваются три уровня манипуляции – межличностный, групповой и массовый.
Наивно полагать, что Россия избавилась от агентов влияния, преследующих те же цели.
Член-корреспондент РАО, директор общеобразовательной школы №825 В.А.Караковский, авторитетнейший теоретик и практик общего образования с 50-летним педагогическим стажем, оценивает современную ситуацию достаточно определенно: «Школа стала средством социального отбора. Она просто перестает быть средством стабилизации общества, а напротив (не желая или желая того), становится средством социального разделения, а значит – потенциальной дестабилизации российского общества. Меня, например, очень тревожит одна мысль, которая все чаще и чаще достаточно откровенно высказывается рядом представителей нашей политической и финансовой элиты, которая (что тут кокетничать!) «давит» на образование. Речь идет о муссировании «теории золотого миллиарда»: по подсчетам соответствующих экономистов и социологов лишь миллиард населения планеты может жить «по-человечески». Остальных же прокормить-де нельзя, счастливыми сделать всех нельзя, дать заработать прилично всем – тоже нельзя. Ну и отсюда – всем остальным надо смириться и работать на этот золотой миллиард.
Так вот многие, кто стоит у кормила власти в сегодняшней России, считают: не нужно нам то образование, что несет все лучшие черты российской школы и педагогики. Не нужна крепкая, хорошо обеспеченная ресурсами массовая школа. А нужно немного элитарных школ, чем будет поддерживаться воспроизводство элиты.
Идет не просто социальное разделение школьного населения, а откровенный социальный отбор. Кому-то суждено быть, извините, быдлом, а кому-то – продолжить на папины деньги обучение где-нибудь в Европе или Америке, да там и остаться…».
Причины углубляющегося кризиса образования знаменитый директор московской школы тоже формулирует вполне конкретно: «Но разница между нашей теперешней жизнью и недавним прошлым заключается в том, что если отцы предыдущих школьных реформ имитировали беседу с народом (всякие там совещания, круглые столы, встречи и пр.), то сегодня никто даже не спрашивает школу о том, что с нею делают».
Оценка ситуации, данная одним из самых авторитетных деятелей отечественной педагогики заслуживает внимательного анализа хотя бы потому, что опыт советских коммунарских школ (который развивался во многом благодаря усилиям В.А. Караковского) сейчас активно изучается и применяется в Японии.
Тенденция внедрения за рубежом лучших достижений российской педагогики – явление настолько же устоявшееся, как и тенденция внедрения худших (не оправдавших себя) инициатив зарубежного опыта в практику российского образования. Несовершенство отечественного законодательства, исключающего возможность привлечения к сколько-нибудь значимой административной или уголовной ответственности за «силовое» внедрение в практику образования учебных пособий, педагогических технологий, методов организации экзаменов и тестирования, принципов управления, заведомо вредоносных, широко распространена в современном образовании.
Достаточно вспомнить скандально известный опыт авторитарного внедрения программ «полового просвещения». Заместитель министра РФ, подписавшая этот приказ, действие которого в настоящий момент приостановлено из-за активных протестов общественности, продолжает работать в той же должности, не испытав на себе сколько-нибудь серьезной ответственности за свои действия.
Это не удивительно, так как Закон РФ «Об образовании», определяя разграничение полномочий органов федерального, регионального и муниципального управления образованием, не предусматривает никакой ответственности этих органов за невыполнение или некачественное выполнение функций, отнесенных к их компетенции. В то же время по отношению к образовательным учреждениям тем же законом оговаривается ответственность как за невыполнение функций, отнесенных к их компетенции, так и за ущемление прав и свобод участников образовательного процесса.
Таким образом, законодательством созданы благоприятные условия для оказания деструктивного воздействия со стороны органов управления образованием на развитие образования в целом, так как ответственность за все ошибки в управлении (как преднамеренные и случайные) заведомо ложится на образовательные учреждения.
В этой связи особый интерес представляет вывод, сделанный авторами практикоориентированной монографии «Управление качеством образования», выпущенной Российской академией образования в 2000 году о том, что школа не может нести ответственность за конечный результат воспитания: «Кому неизвестны телепередачи (так их было много, и все они похожи одна на другую) о проблемах школьной молодежи, когда ведущий тележурналист спрашивал у руководителей школ и учителей о причинах глубокого духовного морального кризиса школьной молодежи? Педагоги начинали рассеянно перечислять, как много они делают для лучшего обучения и воспитания детей, а в ответ задиристые журналисты – любители так называемой «клубнички» - наступательно поясняли: «А как же проституция, наркомания, пьянство, воровство?!», как будто именно школа и обучала детей проституции, наркомании и пьянству. Приходилось «оправдываться» и объяснять журналистам азбучные истины о том, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, телевидением и другими социальными институтами, а школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов и источников воспитания не может нести ответственность».
Учитывая, что авторский коллектив монографии состоит из таких известных ученых и педагогов, как М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос, А.М. Моисеев…, следует признать, что сделанный ими вывод о неспособности школы нести ответственность за результат воспитания в целом является признанием несоответствия традиционных технологий воспитания новым социально-экономическим условиям.
Юрий Михайлович Лужков в книге «Возобновление истории: Человечество в XXI веке и будущее России» отмечая, что мир оказался на пороге перехода в новое качество своего развития, с которым связана напряженность сегодняшнего хода истории, делает вывод о том, что человек и человечество выживут только если сумеют преобразоваться.
Критикуя обсуждение идей сокращения численности населения земли как средства обеспечения «устойчивого развития», Мэр города Москвы делает вывод о том, что «в результате, все эти экстремистские трактовки «устойчивого развития» используют авторитет науки для нагнетания ксенофобии, этнической подозрительности и нетерпимости (в европейских странах давно уже заговорили об «экофашизме»). Понятие «золотой миллиард» рискует приобрести новый и совершенно зловещий смысл – как та численность, до которой следовало бы сократить население планеты, чтобы достичь социоприродной гармонии».
Необходимо отметить, что в России продолжается процесс депопуляции и несовершенство системы образования играет в этом процессе далеко не последнюю роль.
Для достижения высокого уровня жизни необходимо три фактора: талантливый народ, природные ресурсы и образование, которое должно научить народ так использовать природные ресурсы, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни. Однако наш народ, проложивший человечеству дорогу в космос и владеющий природными ресурсами в пересчете на одного человека в десять раз большими, чем европейцы, не только влачит нищенское существование, но и продолжает вымирать.
Может ли быть иначе, если ведущие специалисты современной системы образования утверждают, что школа не может нести ответственность за результаты воспитания, а «некоторые» государства разрабатывают средства ведения информационных войн (как отмечается в Доктрине национальной безопасности)? Тем более что транснациональные корпорации способны купить любые «секреты» современных государств и использовать их в коммерческих или иных целях, например, обеспечения «устойчивости развития» цивилизации за счет управляемой депопуляции.
Ю.М. Лужков обосновывает условие преодоления кризиса всемирной цивилизации: «Моральный прогресс человечества превращается в один из основных вопросов Истории и ее главное требование».
Неспособность современной системы образования качественно решать задачу воспитания, которая Законом РФ «Об образовании» рассматривается в качестве приоритетной, вызывает негативные социальные явления, в конечном итоге обуславливающие нарастание процессов депопуляции населения России.
В исследовании эксперта Государственной Думы РФ, председателя Ассоциации независимых ученых «Россия XX – XXI» И.А. Гундарова показано, что рост смертности и снижение рождаемости в России вызывается не экономическими трудностями, а кризисом духовности: «Давайте позаимствуем у религии опыт исследования самых пагубных для человеческого духа явлений. В Библии они перечислены – это семь смертных грехов: сребролюбие, блуд, сотворение кумиров, неуважение к родителям, гордыня, гнев, тоска.
Чем материальным можно измерить эти духовные категории? Духовность, как элементарные частицы, можно обнаружить не напрямую, а по следам. Нарушение библейских заповедей проявляется в поступках, которые фиксируются в официальной статистике. Например, злоба, агрессия имеет свое крайнее проявление в убийстве, существует статистика убийств. Тоска, уныние, ощущение безнадежности проявляются в самоубийствах, которые также отражены в статистике. Сребролюбие отражается в хронике краж и грабежей. Неуважение к родителям – в количестве пожилых людей, сданных в дома престарелых
Е
сли мы что-то хотим понять в необъяснимом росте смертности на нашей земле, надо попытаться дать оценку греховности территории, как бы странно это не звучало. Сопоставление динамики смертности и преступности показало, что коэффициент взаимосвязи двух кривых превышает 0,9. Это позволяет сделать уверенный вывод: динамика смертности обусловлена динамикой общественной нравственности».
Сопоставление результатов приведенных выше исследований позволяет установить причинно-следственную связь явлений распространения технологии манипулирования сознанием, морального старения технологий воспитания и депопуляции народа России.
Нравственность общества, от которой зависит его жизнеспособность, определяется системой его ценностей. Система ценностей общества подвергается деструктивному воздействию, основанному на применении манипулятивных информационных технологий.
Система общего образования не только не владеет методами воспитания, способными противостоять агрессивной информационной среде, но и сама зачастую является фактором негативного влияния на мировоззрение молодежи. Так например, принципы государственной политики в области образования, провозглашенные Законом РФ «Об образовании», определяют демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений. Однако в течение многих лет ни первое, ни второе требование закона в системе общего образования не выполняется. Педагогам хорошо известно, что дети никогда не слушались старших, но всегда охотно им подражали. Может ли молодежь с уважением относиться к закону, если органы управления образованием не только не несут ответственности за невыполнение функций, определенных их компетенцией, но и демонстративно игнорируют требования закона, регламентирующего их профессиональную деятельность?
В целом представленная выше ситуация приводит к росту преступности, вызывающей в свою очередь рост смертности. Следует отметить, что за первые два месяца 2004 года детская преступность в городе Москве возросла на 9% по отношению к аналогичному периоду 2003 года.
Решение проблемы защиты духовно-информационной среды России и сознания детей, подростков и молодежи отнюдь не представляется невозможным. Прежде всего, необходимо учитывать, что в условиях разрушительного воздействия информационных технологий манипулирования сознанием развивались не только негативные, но и позитивные явления.
Повышение агрессивности информационной среды вызвало формирование научно-практических школ, целенаправленно разрабатывающих методы становления воспитательных систем, обеспечивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов.
Ярким примером создания и развития воспитательной системы нового поколения может служить опыт Центра образования № 1804 «Кожухово», учащиеся которого в течение 13 лет с момента создания Центра устойчиво повышают показатели воспитанности, обученности, здоровья и интеллекта.
Центр образования №1804 стабильно входит в десятку лучших учреждений Юго-Восточного округа. Педагогический коллектив награжден грамотой Правительства Москвы за лучшие достижения по физической культуре и спорту, грамотами Московского комитета образования за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Центр образования № 1804 четырежды лауреат российского конкурса «Школа года», дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат конкурса «Москва на пути к культуре мира», победитель конкурса «Лидер в образовании – 2001», обладатель дипломов «Школа мира – 2002», «Школа мира – 2003», является Ассоциированной школой ЮНЕСКО.
Коллективом разработаны не только технологии становления воспитательных систем, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды и стабильное позитивное духовно-нравственное развитие воспитанников, но и технологии подготовки педагогических кадров, гарантирующие эффективность применения новых методов воспитания как в условиях России, так и за рубежом.
В основе кожуховской системы лежит инициация самоорганизации коллективного творчества общих ценностей участниками образовательного процесса. Опираясь на методологию культурно-исторической педагогики, обогащенную методами инициации социального творчества, коллектив в течение 13 лет успешно применяет и совершенствует технологии воспитания потребности и способности к сознательному систематическому совершенствованию системы жизненных ценностей субъекта. При этом термин «субъект» понимается в широком смысле: субъектами являются как все участники образовательного процесса, так и образуемые ими группы, сообщества и т.д. Процесс совершенствования системы ценностей понимается также в широком смысле слова, то есть включает в себя объявление ценностей, формулирование представлений об этих ценностях или определений, актуализацию целей деятельности, мотивированной объявленными ценностями и установления норм, регламентирующих процесс достижения поставленных целей.
Кроме того, используются специальные технологии, формирующие у участников образовательного процесса иммунитет к деструктивному воздействию современных СМИ.
Указанные технологии позволили уже за первые два года работы снизить показатель численности детей, нуждающихся в коррекции, с 80% до 5% и в дальнейшем стабилизировать его на этом уровне. Еще через два года каждый четвертый учащийся стал победителем предметных олимпиад, творческих конкурсов или спортивных соревнований различного уровня, от районного до международного. В настоящее время больше половины учащихся имеют подобные достижения. При этом в Центр образования № 1804 принимаются все дети без специального отбора. Примечательно, что диагностика ценностей, проведенная до создания экспериментального образовательного учреждения, практически совпадала с установками Алена Даллеса. Деньги, власть и сила занимали лидирующие позиции. Сегодня они вытеснены из первой десятки такими ценностями как любовь, дружба, семья, родина, здоровье и т.д. При этом любовь понимается в христианском толковании, а не в той интерпретации, которую предлагают современные СМИ.
Таким образом, получено технологическое решение одной из сверхзадач, поставленной Е.А. Ямбургом: «Необходимо принять самому и передать ребенку понимание того, что при любых цивилизационных достижениях мы не можем чувствовать себя диалектичнее Сократа, целостнее Платона и нравственнее Христа».
Примечательно, что авторские технологии, применяемые в кожуховской системе, оказывают благотворное влияние не только на участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей), но и на социум в целом. Практически все деструктивные секты, перечисленные в инструктивных письмах Министерства образования и Департамента образования города Москвы, пытались оказывать свое влияние на жителей микрорайона «Кожухово», но не добились успеха.
Заслуживает особого внимания тот факт, что технологии формирования иммунитета к манипулированию сознанием со стороны как отдельных лиц и групп, так и средств массовой информации, оказывают благотворное влияние и на результаты школы растущей семьи. Школа растущей семьи – это подразделение, оказывающее помощь семьям, ожидающим ребенка, консультациями по организации здорового образа жизни, в том числе и в сфере информационной безопасности. В книге Ю.М. Лужкова отмечается, что «по данным медиков, только 2% детей в Москве могут в момент рождения быть признаны практически здоровыми… Ученые всех направлений признают, что направленность таких изменений пока неясна…».
В школе растущей семьи Центра образования № 1804 «Кожухово» эта проблема практически снята. Все дети родителей, прошедших обучение, рождаются здоровыми.
Результаты, полученные в Центре образования, более 150 раз представлялись на научно-практических семинарах и конференциях окружного, городского, российского и международного уровней. Многие элементы кожуховской системы после показа на международных семинарах активно используются в мировой практике. В Германии развивается практическая философия, в Украине принята 12-балльная система оценок (в России ЦО № 1804 «Кожухово» по-прежнему остается единственным учебным заведением, использующим данные элементы). Еще 11 лет назад ведущие специалисты США, Великобритании и других государств заявляли о своем желании подготовить своих педагогов в условиях ЦО «Кожухово».
Однако действующая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность системы образования России, отнюдь не обеспечивает эффективности распространения достижений новаторских педагогических коллективов. Напротив – большинство общеобразовательных учреждений не имеет информации о том, над какими проблемами работают экспериментальные площадки и какими результатами своих коллег они могут воспользоваться в настоящее время. Кроме того, не решен вопрос как материального, так и морального стимулирования педагогических коллективов, осваивающих новые технологии. А самое главное, зачастую применяется практика распространения образовательных технологий как отчужденного продукта.
Следует особо отметить, что в условиях информационного постиндустриального общества распространение социальных, в том числе образовательных, технологий методом отчуждения представляет серьезную опасность для развития не только России, но и всей цивилизации. Любой термин, используемый при описании технологии, может быть истолкован пользователем совершенно иначе, чем предполагалось автором, а, следовательно, и результат может быть получен другой, в том числе прямо противоположный.
Ярким примером такого явления может служить результат системы А.С. Макаренко. Все наши педагоги изучают его систему, но Макаренко из малолетних преступников воспитывал достойных граждан, а в современной России неуклонно растет детская преступность.
Очевидно до тех пор, пока требования Закона РФ «Об образовании» о демократическом, государственно-общественном характере управления образованием и автономности образовательных учреждений не будут выполнены, пока в Закон РФ «Об образовании» не будут внесены поправки, определяющие ответственность органов управления образованием всех уровней за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к их компетенции, пока не будут реализованы требования Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части реорганизации методических служб в целях обеспечения распространения педагогических инноваций методом сетевого маркетинга, пока не будет обеспечена защита интеллектуальной собственности, создаваемой научно-практическими школами, пока не будут созданы условия для авторского сопровождения новых образовательных технологий, трудно будет решить проблему защиты духовно-информационной среды России и сознания детей, подростков и молодежи до такой степени, чтобы обеспечить прекращение роста преступности, депопуляции и гарантировать позитивное развитие современного социума.


02 апреля 2004 года
г. Москва

©2005 Курбатов А.В. ГОУ ЦО №1804 "Кожухово" г.Москва

Hosted by uCoz