Тезисы учебно-воспитательного комплекса № 1804 «Кожухово»
для участия в мастер-классе «Развитие образования»
11 апреля 2001 года (эстетическое воспитание)
Концепция организации полного образовательного процесса исходит
из положения о приоритете системы воспитания, эффективность которой определяет
успех решения задач развития и обучения. Воспитание не может принести положительный
результат без развития духовности. Духовный мир человека не развивается гармонично
в отрыве от исторических и культурных корней своего народа и мирового развития
духовности средствами искусства.
Организация полного образовательного цикла учреждения, объединяющего возможности
дошкольного, общего и дополнительного образования, позволяет результативно
использовать административный ресурс для мобилизации единого коллектива на
решение задачи преемственности. Как показали результаты экспериментальной
работы по организации непрерывного образования, на основе использования методологии
искусства и культуры в качестве системообразующего фактора единого образовательного
пространства, практика согласования ценностей и методов развития духовности
оказала положительное влияние не только на развитие детей дошкольного и школьного
возраста, но и на мировоззрение педагогического коллектива и родителей воспитанников.
В качестве компонентов развивающей среды были использованы фольклор, хоровое
пение, сольфеджио, ритмика, игра на музыкальных инструментах /флейта, скрипка,
фортепьяно, домра, баян, аккордеон, гитара/. Формы, методы и режим занятий
определялись по рекомендациям специалистов медико-социально-психологической
службы по результатам непрерывного наблюдения за эмоциональным, интеллектуальным,
физическим и духовным развитием детей. При этом к организации образовательного
процесса привлекались все его участники, что оказало позитивное влияние на
ценностную ориентацию как детей, так и взрослых.
В течение 10 лет прямое изучение социального заказа жителей микрорайона «Кожухово»
свидетельствует о возрастающем спросе на все виды дополнительного образования
в области искусства.
Результаты работы УВК, объединяющего в одном юридическом лице возможности
д./сада, многопрофильной школы и центра творчества, показали, что организация
целостного образовательного процесса на основе приобщения детей к искусству
на всех ступенях образования позволила получить эффект, который в литературе
назван «вспышкой детской талантливости».
«Вспышка детской талантливости», вызванная экспериментальной организацией
образовательного процесса, повлекла за собой появление принципиально новых
требований, предъявляемых обществом к образованию, смысл которых заключается
в том, чтобы поднять качество образования по направлениям, соответствующим
повышенной мотивации учащихся, до уровня профессионального, с одной стороны,
не снижая его универсальности, с другой стороны.
Это изменение социального заказа со стороны общества совпадает с выводами
научно-обоснованных прогнозов о том, что получение нескольких профессий и
развитие способности к освоению или созданию новых профессий – одно из условий
выживания и личности, и общества в ХХI веке, которое, следовательно, должно
стать задачей системы образования, если, конечно, мы говорим об образовании
жизнеспособного прогрессивного социума.
Закон ускорения развития, действующий в экономике, диктует необходимость перехода
от репродуктивного образования к творческому. В социальной сфере это выражается
в том, что если в XIX и начале ХХ века получение одной высокооплачиваемой
профессии гарантировало ток на всю жизнь, то в конце ХХ века срок актуальности
профессии становится в 3-4 раза меньше человеческой жизни.
Если же название профессии не меняется, то за срок человеческой жизни 3-4
раза принципиально меняется технология, характерная для этой профессии, что
также требует нового профессионального обучения.
Изобразительное искусство занимает особое место в образовании, так как включение
занятий изобразительным искусством в учабно-воспитательный процесс на всех
ступенях сказывает определяющие влияние на развитие интеллекта и творческих
способностей, активизируя эмоционально-образное восприятие и мышление.
Так в практике работы экспериментальной площадки включение дисциплин художественно-эстетического
цикла в учебный план, как общего, так и дополнительного образования позволило
уменьшить число детей, нуждающихся в коррекции, с 80% до 5%. Художественные
работы учащихся с успехом выставлялись на городских, российских и международных
выставках. Ряд работ внесен в каталог международной выставки в Пушкинском
музее. Ориентируясь на соц. Заказ, были открыты художественные классы помимо
общего художественного образования и заключен договор с лицеем. Занятия изобразительным
искусством, повышая общий творческий потенциал и развивая образное мышление
и целостное восприятие, позволяют повысить познавательный интерес, мотивацию
к обучению по всем направлениям содержания образования, что определяет его
ключевую роль для повышения качества образования, а, следовательно, для развития
экономики государства.
©2005 Курбатов А.В., Курбатова Л.А. ГОУ ЦО №1804 "Кожухово" г.Москва