Курбатова Л.А., директор Центра образования № 1804 «Кожухово»,
к.п.н., академик Академии творческой педагогики.
Курбатов А.В., к.т.н., научный руководитель Центра образования № 1804 «Кожухово»,
ведущий научный сотрудник Института управления образованием РАО.


Образование здорового социума.

«За всю свою историю человечество
сделало два действительно ценных
изобретения: управление и воспитание».

И. Кант

Ни для кого не секрет, что образование – это то будущее, которое мы творим сегодня. Из этого следует, что нынешние негативные социальные явления есть результат ошибок, допущенных в организации образования вчера. Глядя в лицо фактам разрушения здоровья нации, роста детской преступности, наркомании, проституции, беспризорности и депопуляции, следует признать, что, наряду с достоинствами, привычная нам система образования имеет целый ряд серьезных недостатков, не исправив которые нельзя рассчитывать на образование здорового социума.
Прежде всего, обратим внимание на принцип управления развитием образования. Сегодня, как и прежде, качество нашего образования оценивается только по собственным критериям эффективности, характеризующим обученность учащихся, и совсем не исследуются внешние критерии, характеризующие влияние образования на развитие социума (экономики, социокультурной сферы, здоровья и т.д.).
Очевидно такая практика сложилась благодаря тому, что в 50-е годы отмечалось согласование динамики собственных и внешних критериев эффективности, то есть одновременный рост показателей обученности и уровня жизни общества. В настоящий момент рассогласование собственных и внешних критериев эффективности образования настолько очевидно, что его можно считать основной причиной социально-экономического и правового кризиса государства. По собственным критериям эффективности наше образование продолжает оставаться лучшим в мире, а по внешним – стало худшим.
«По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х г.г. занимал 3-е место в мире после США и Канады, в 1985 г. – 42-е, в 1990 г. – 50-е. На каком месте мы находимся сегодня?» Это цитата из учебника «Человек и общество», рекомендованного Министерством образования РФ для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
А сегодня Россия перешла в разряд стран со средним уровнем развития (по показателям индекса развития человеческого потенциала). Кроме того, по данным Минздрава РФ 90% выпускников школ имеют хронические заболевания. Более десяти лет образование осуществляется без выполнения его основной функции – воспитания. Идеологический вакуум духовной жизни молодежи заполняется индустрией псевдокультуры, пропагандирующей ложные ценности (насилие, жестокость, секс и др.), что в конечном счете приводит к распространению преступности, наркомании, проституции и венерических заболеваний, в том числе СПИДа. С 1995 г. по 2000 г. по данным ГУВД г. Москвы число преступлений, связанных с наркотиками, возросло в 6, 7 раз.
Может ли сохранение традиции управления образованием по собственным критериям эффективности обеспечить развитие здорового социума? Реалии современной жизни дают нам однозначный отрицательный ответ на этот вопрос. Достаточно очевидно, что совершенствование методов управления образованием с учетом приоритетных потребностей конкретного социума не может быть успешно осуществлено без привлечения интеллектуального потенциала всего общества к решению этой задачи. Поэтому опыт создания и развития Центра образования № 1804 «Кожухово» имеет уникальное значение как пример плодотворного сотрудничества науки, общества и государства в совершенствовании системы образования. Для изучения возможности разработки новых технологий управления развитием системы образования, обеспечивающих согласование собственных и внешних критериев эффективности, была сформирована группа системного проектирования из числа родителей, обладающих необходимой квалификацией. Силами звена системного проектирования была разработана принципиально новая база знаний, включающая:
• авторскую концепцию общей теории систем;
• методологию регулирования системно-личностных отношений;
• технологию проектирования социальных систем;
• методику формирования творческого социального заказа;
• технологию совершенствования требований, определяющих профессиональную компетентность кадров;
• технологию организации воспитательной системы, инициирующей саморазвитие социума;
• концепцию подготовки кадров нового поколения;
• антикризисную технологию управления развитием системы образования XXI века;
• модель образовательного учреждения, отвечающую требованиям XXI века; и другие разработки, в целом обеспечивающие возможность гармоничного развития любого социума.
Внедрение этой системы в условиях одного из самых криминогенных районов г. Москвы позволило в первые же годы изменить социальную картину района образованием зоны, свободной от наркотиков. Дальнейшее развитие учреждения показало, что методика проектирования образовательным учреждением в интересах развития здорового социума и управления образованием на основе согласования собственных и внешних критериев эффективности обладает практически неограниченным потенциалом и универсальностью, то есть может быть использована для оздоровления социокультурной сферы любого региона.


«Государственная политика в области
образования основывается на принципе
демократического, государственно-общественного
управления образованием»
.

Закон РФ «Об образовании» (ст. 2, п.6)


Творческий социальный заказ.

Стремительное изменение экономики и социокультурной сферы, повлекшие за собой изменения законодательства, в соответствии с требованиями современности поставили перед обществом и образованием ряд новых задач, среди которых разработка методов эффективного, гармоничного, демократического, государственно-общественного управления образованием занимает особое место, так как традиции авторитарного управления, с одной стороны, складывались на протяжении длительного времени и обладают определенной устойчивостью, а, с другой стороны, потеряли свою актуальность, так как демонстрируют очевидную неспособность обеспечивать устойчивое развитие образования.
Центр образования № 1804 «Кожухово» является уникальным примером плодотворного сотрудничества общества и государства за счет эффективной координации различных ведомств в деле образования здорового социума. Создание звена системного проектирования, организовавшего изучение особенностей детей микрорайона, проблем практической деятельности образовательных учреждений, возможностей инфраструктуры, систем образования, культуры, здравоохранения, позволило использовать системный потенциал социума в создании образовательного учреждения, обеспечивающего оздоровление общества.
Именно принципиально новая база знаний легла в основу технологии проектирования социальных систем, получившей название творческого социального заказа.
Эта технология позволяет использовать творческий потенциал общества для создания самоорганизующейся воспитательной системы, способной успешно противостоять разрушительному влиянию массированной пропаганды ложных ценностей в деле образования здорового социума.
Формирование творческого социального заказа осуществляется в целях изучения общественного мнения о системе образования здорового социума (микрорайона, района, региона) и выявления потенциала, готового к реализации немедленно, без привлечения дополнительных ресурсов или при минимальном их использовании. Основное отличие от известных методов заключается в том, что при проведении опроса выявляется не только отношение респондентов к проблеме, но и их готовность участвовать в ее решении. Таким образом, одновременно решаются три задачи:
• формируется банк данных для расчета ресурсосберегающей программы развития системы образования;
• обеспечивается актуальность создаваемой системы образования для развития социокультурной среды региона;
• обеспечивается высокая мотивация участников образовательного процесса в развитии системы образование здорового социума.
Последнее положение следует отметить особо, так как одной из ошибок организации социальных систем в доперестроечную эпоху являлось навязывание идеалов и способов их достижения сверху. Как показали исследования психологов, такая стратегия организации работы может вызвать неприятие даже к самым высоким идеалам, так как только приблизительно 11% населения не испытывают отрицательного отношения к директивам, поступающим сверху. Наоборот, личная инициатива и результаты ее реализации являются для человека наиболее ценными. Поэтому формирование творческого социального заказа является необходимым условием для определения начальной фазы в целях организации управления развитием социума при максимальном соблюдении требований Л.С. Выготского к точному определению зоны ближайшего развития, актуальной для каждого участника образовательного процесса в условиях личностно-ориентированной творческой системы образования.
Информация, полученная в процессе формирования творческого социального заказа, служит исходной для проектирования социальной системы силами участников образовательного процесса под руководством сотрудников звена системного проектирования, сформированного из заинтересованных лиц, обладающих соответствующей квалификацией и желанием выполнять такую работу.
Использование методологии системного подхода, с одной стороны, позволяет на практике привить участникам образовательного процесса навыки научно-обоснованной организации труда, ознакомить с приемами, формами и методами программно-целевого планирования, принципиально новыми подходами к созданию и развитию социальных систем, а с другой стороны, развить чувство ответственности за свои действия, понимание необходимости и потребности согласования своих усилий с действиями окружающих. Систематическое развитие навыков социального творчества на положительном эмоциональном фоне, вызванном успехами и достижениями, обеспеченными эффективными технологиями в процессе образования, позволяет сформировать качественно новый менталитет, способный гарантировать мирное, гармоничное социальное развитие в условиях высокой динамики жизни XXI века.
Методология, разработанная специалистами звена системного проектирования, в настоящее время позволяет кроме решения перечисленных выше задач обеспечивать соответствие программы развития образования системы макроцелям культурного, правового и экономического развития региона, государства и мирового сообщества. Апробация и совершенствование указанного подхода в течение 12 лет позволили организовать принципиально новый технологический цикл образования, основой которого является творчество участниками образовательного процесса модели своего учреждения образования в целях развития социума.
Результатом инициации самоорганизующейся и саморазвивающейся системы воспитания в настоящий момент является образовательное учреждение нового типа, реализующее полный образовательный цикл от подготовки молодой семьи к рождению ребёнка до вуза (аспирантуры). Следует отметить, что эта модель является результатом эволюции от традиционной системы к системе образования учреждения XXI века. При этом эволюция осуществлялась целенаправленно как результат управления развитием воспитательной системы по новой технологии. Особенностью авторской технологии является сочетание максимального учёта возможностей человеческого фактора с использованием современных методов прикладных системных исследований и проектирования, а также организацией самостоятельных научных исследований участниками образовательного процесса в целях воспитания культуры мышления, соответствующей требованиям XXI века. Указанная особенность позволяет значительно повысить адаптационные возможности и уровень развития творческих способностей участников образовательного процесса, что в свою очередь позволяет решить задачу устойчивого развития воспитательной системы за счёт организации самостоятельных научных исследований в интересах повышения эффективности и результативности процесса воспитания. Таким образом, использование новой технологии создания воспитательной системы привело к появлению принципиально новой модели, выполняющей функции научного и образовательного учреждения с одновременным решением задач подготовки кадров с принципиально новыми понятиями о педагогической компетентности. Указанные особенности новой модели позволяют своевременно обеспечивать профилактику кризисных состояний и совершенствование воспитательной системы, не допуская её морального старения.
Впервые, благодаря разработанной методологии регулирования системно-личностных отношений, реализуется принцип личного сознательного, добровольного и компетентного творчества воспитательной системы каждым участником образовательного процесса. Двенадцатилетний опыт организации развития системы силами участников образовательного процесса позволяет предположить, что апробированная методология представляет собой оптимальный вариант решения сверхзадачи, поставленной в статье 13 Конвенции о правах ребёнка, которая, с одной стороны, требует предоставления каждому свободы, а, с другой стороны, требует, чтобы предоставленная свобода личности не ограничивала свободу других личностей.
С помощью указанной методологии достигается гармония взаимодействия системообразующих факторов, обеспечивающая, в первую очередь, необходимое качество решения задач воспитания, что является гарантией гуманистического характера не только развития образования, но и социально-экономических преобразований в целом.
Учитывая достаточную осведомленность общества об угрожающем состоянии здоровья нации, можно считать закономерным тот факт, что желание создать систему образования, положительно влияющую на здоровье не только личности, но и социума, становится определяющим при формировании социального заказа на систему образования, а реализация этого заказа собственными силами позволяет не только сформировать здоровье личности и социума, но и сделать их (приоритетными) жизненными ценностями.


«Государство обеспечивает гражданам право
на образование путем создания системы образования
и соответствующих социально-экономических условий
для получения образования».

Закон РФ «Об образовании» (глава I, ст. 5, п. 2)

Гармония части и целого.

Система в переводе с греческого – целое, составленное из частей. В этом смысле наше образование больше напоминает антисистему, то есть части, действующие независимо друг от друга. Фактически в нашей стране сосуществуют несколько прекрасных самостоятельных самобытных систем образования. Так в общеобразовательных школах в основном используются методы, оказывающие влияние на развитие левого полушария (формально-логического мышления). В школах искусства в основном используются методы, оказывающие влияние на развитие правого полушария головного мозга, отвечающего за эмоционально-образное восприятие и мышление. В спортивных школах прекрасно разработаны методы воздействия на развитие ствола головного мозга (среднего мозга, отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями). Между тем способности личности к реализации своего творческого потенциала зависит именно от способности к гармоничному эмоционально-образному и логическому восприятию мира, реализующемуся в активной творческой созидательной деятельности.
С точки зрения физиологии это означает, что наивысшая творческая активность достигается тогда, когда гармонично развиты и правое, и левое полушария, и ствол головного мозга, способный обеспечить достаточно высокую интенсивность обмена информацией между полушариями. Следовательно, для обеспечения гармоничного развития образовательное учреждение должно сочетать возможности школы искусств, общеобразовательной и спортивной школы. Интересно отметить, что человек, у которого активизировано левое полушарие и недостаточно активно правое, способен пройти тест на интеллект, но не способен решить творческую задачу. Не этим ли объясняется тот факт, что страна, обладающая талантливым народом и самыми богатыми в мире природными ресурсами, не способна обеспечить себе достойный уровень жизни. Именно образование должно научить талантливый народ так использовать свои ресурсы, чтобы создать высокий уровень жизни, а в настоящий момент только около 10% населения имеют возможность получать качественное дополнительное образование (школы искусств и спортшколы). Однако возможности получения гармоничного образования практически сведены к нулю, так как одновременное обучение в трех различных учреждениях оборачивается слишком высокой нагрузкой для ребенка и непосильными организационными трудностями для семьи.
Необходимо подчеркнуть, что оптимальное сочетание дисциплин естественно-научного, гуманитарно-эстетического и спортивно-оздоровительного циклов меняется в зависимости от возраста и требует организации гибкого управления структурой, содержанием, а также формами и методами образовательной деятельности.
В основе технологического цикла управления гармоничной системой образования лежит учет возрастных особенностей развития личности. Так, например, в начальный период жизни до 3-5 лет особенно интенсивно развиваются связи между полушариями головного мозга, и система образования для обеспечения возможности полноценной реализации потенциала личности должна предусматривать создание среды, отвечающей потребностям развития воспитанников указанного возраста. Повышенная двигательная активность ребенка в значительной мере является внешним выражением упомянутой внутренней потребности. С годами эта потребность не исчезает, изменяются только пропорции затрат времени на виды деятельности, обеспечивающие ее удовлетворение. Традиция называть образовательные учреждения гимназиями свидетельствует о том, что приоритетное значение физического воспитания для формирования здорового человека и здорового общества было известно еще в глубокой древности.
В наше время эти традиции в значительной степени утеряны, однако развитие цивилизации, сопровождающееся увеличением числа проблем в области экологии и связанных с этими проблемами заболеваний и изменений состояния здоровья требует возрождения утерянных традиций на новой современной научной основе. Это означает, что структура образовательного учреждения должна быть усовершенствована в целях обеспечения эффективного оздоровления личности и общества в процессе образования.
Восстановление принципа гармонии части и целого за счет организации образовательного учреждения нового типа, соединяющего в себе возможности общественного и дополнительного образования, в микрорайоне «Кожухово» г. Москвы породила феномен «вспышки детской талантливости», который удалось стабилизировать за счет введения кафедральной структуры в учреждении образования, реализующем полный образовательный цикл от подготовки молодой семьи к рождению ребенка до вуза (аспирантуры). Задачей кафедры физического воспитания и здоровья является организация 4-х уровней образования – основного, развивающего, опорного и профессионального – для всех возрастных категорий. Организация всех уровней образования единым коллективом позволяет специалистам кафедры непосредственно оценить отношение к своему предмету каждого воспитанника и на этой основе планировать работу по совершенствованию своей деятельности. Влияние учебного плана полного дня на развитие воспитанников контролируется медико-социально-психологической службой по результатам систематических обследований.
В структуру Центра образования № 1804 «Кожухово», кроме звена системного проектирования, включен центр диагностики и коррекции состояния здоровья учащихся, в задачи которого входят:
- диагностика резервов здоровья;
- разработка рекомендаций по повышению резервов здоровья;
- организация занятий, направленных на повышение здоровья;
- контроль результативности занятий.
Научно-методическая служба Центра образования осуществляет координацию программ и планов работы Центра, разрабатывает формы и методы организации здорового образа жизни, а также координирует выполнение совместных программ с учреждениями системы здравоохранения в целях повышения эффективности профилактики лечения заболеваний. В частности, используются возможности детской поликлиники – лечебная физкультура, физиотерапевтический кабинет. Корректируются программы по физической культуре в соответствии с особенностями класса, разрабатывается система дополнительного образования.
Школа растущей семьи осуществляет консультирование и обучение семейных пар, ожидающих ребенка. Организует режим, благоприятствующий рождению здорового ребенка, организует режим развития детей в раннем послеродовом периоде, разрабатывает и реализует программу семейного воспитания для всех возрастных категорий участников образовательного процесса (например, программу «Формирование сознательного отношения к материнству и отцовству»). Технологические циклы работы служб и подразделений образовательного учреждения объединены в единую систему, направленную на повышение духовного и физического здоровья участников образовательного процесса.


«Здоровье – это не все,
но все – ничто без здоровья».
Сократ


Управление системой образования здорового социума.

Развитие структуры образовательного учреждения в интересах оздоровления воспитанников требует принципиально нового подхода к управлению. Этот подход предполагает творческое отношение каждого участника образовательного процесса к созданию и умножению общих ценностей.
Для того, чтобы объективная ценность здоровья была осознана каждым участником образовательного процесса до той степени, которая определяет потребность в активных действиях, необходимо совершенствование содержания образования, предусматривающее, в том числе, согласование программ и учебных планов.
Целью процесса согласования является, с одной стороны, максимальное использование возможностей включения блоков знаний о здоровье в программы различных дисциплин, а, с другой, обеспечение рациональной последовательности изучения различных аспектов здоровья для формирования целостного мировоззрения и активной жизненной позиции.
Одним из основных требований к содержанию образования является его актуальность и возможность практического использования в организации здорового образа жизни воспитанника, семьи, класса, школы, района и т.д. В качестве примера можно привести изучение методов контроля экологической опасности, методов организации рационального питания, способов увеличения резервов своего здоровья и т.п.
Актуальное для практической деятельности содержание образования является основой для организации воспитательной работы классными руководителями и кафедрой воспитания, отвечающей, в том числе, за эффективность внеклассной работы, предусматривающей систему мер, направленную на повышение здоровья учащихся: загородные экскурсии, дни здоровья, спортивные соревнования, экологические десанты и т. д. Следует отметить, что система воспитательной работы направлена на формирование навыков организации здорового образа жизни, как личности, так и общества, умение анализировать причины социальных процессов и определять свое личное участие в совершенствовании норм общественных отношений. Результатом воспитательной работы является создание воспитанниками программы совершенствования модели школы здоровья. Этот проект с помощью звена системного проектирования простраивается на 5 уровней:
- укрепление личного здоровья;
- здоровье семьи;
- здоровье класса;
- здоровье школы;
- здоровье микрорайона.
Таким образом, сегодня ситуация диктует необходимость предъявления новых требований к компетентности педагогических кадров. Для организации образования здорового социума необходимы знания:
- методов организации здоровьеразвивающего образовательного процесса;
- методов системного проектирования развития здоровья личности и общества;
- методов организации подготовки и реализации управленческих решений силами участников образовательного процесса.
Учитывая, что современная инфраструктура не предоставляет возможности для непосредственного решения задачи подготовки кадров в этих направлениях, технологический цикл ЦО № 1804 «Кожухово» построен по принципу саморазвития, то есть включает в себя 3 взаимосвязанных процесса: исследовательский, экспериментальный и инновационный. Все три процесса предусматривают участие как педагогического коллектива, так и воспитанников и членов их семей. Исследования позволяют определить методы решения проблемных вопросов в организации здоровья. Эксперименты – определить пути целесообразного практического применения этих методов. Инновационный процесс предусматривает организацию систематического использования эффективных технологий и подготовку кадров для решения этой задачи.
Результаты внедрения технологии позволяют утверждать, что гипотезы, положенные в основу концепции Центра образования, подтверждаются. Например, соединение общего и дополнительного образования, углубления предметов художественно-эстетического цикла позволило достичь стабильного одновременного улучшения здоровья, повышения интеллекта и мотивации к обучению. Объединение дошкольного и школьного образования позволило исключить целый ряд рецидивов заболеваний воспитанников при значительном повышении показателей их общего развития. Раннее включение в образовательный процесс хорового пения и флейты значительно уменьшило астматические приступы у детей и простудные заболевания.
Точечный и общий массаж, ЛФК, гимнастика для глаз, аромотерапия, музыкальная терапия, плавание, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях, подвижных играх, спортивных праздниках помогают улучшить физическое здоровье воспитанников.
Проведение мониторинга резервов здоровья и работоспособности учащихся не только позволяет выявить состояние физического здоровья, но и играет особую воспитательную роль. Специально организованные беседы с учащимися и родителями повышают интерес к собственному здоровью, изменяют отношение к занятиям физической культурой и спортом как учащихся, так и родителей.
Использование указанного подхода в течение 13 лет устойчиво подтверждает его эффективность. Организация системы образования здорового социума позволила добиться элитарного качества образования в массовой школе:
- в течение первых двух лет число детей, нуждающихся в коррекции сократилось с 80% до 5%;
- число заболеваний сократилось вдвое;
- число нежелательных отклонений при родах сведено к нулю при российской статистике – 90% и мировой – 20-30%;
- более 50 % воспитанников - победители предметных олимпиад, творческих конкурсов или спортивных соревнований различного уровня;
- система ценностей воспитанников стабильно развивается от эгоцентрической к социоориентированной;
- за успехи в развитии социальной сферы района коллектив Центра образования занесен на доску почета;
- среди воспитанников Центра - призеры и победители московских, российских, европейских чемпионатов и международных спортивных соревнований;
- опыт и результаты работы коллектива ежегодно представляются на семинарах и конференциях различного уровня и получили высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов; итоги представления опубликованы в сборниках, отчетах РАО, журналах и других изданиях, радиопередачах, телерепортажах и периодической печати.
Центр образования №1804 стабильно входит в десятку лучших учреждений Юго-Восточного округа. Педагогический коллектив награжден грамотой Правительства Москвы за лучшие достижения по физической культуре и спорту, грамотами Московского комитета образования за исследовательскую работу по проблемам обучения и воспитания, за целенаправленную работу по патриотическому воспитанию молодежи.
Центр образования № 1804 четырежды лауреат российского конкурса «Школа года», дипломант Всероссийского конкурса воспитательных систем, лауреат конкурсов «Москва на пути к культуре мира», «Растим патриотов России», победитель конкурса «Лидер в образовании – 2001», обладатель дипломов «Школа мира» – 2002, 2003, 2004; победитель конкурса на лучшее образовательное учреждение по информатике и применению информационных технологий.
Учитывая, что в настоящее время существует острая потребность в распространении опыта создания систем образования здорового социума и в подготовке специалистов, способных к работе в таких системах, Центр образования № 1804 «Кожухово» переходит в режим работы образовательного учреждения, осуществляющего развитие инновационной сети и подготовку педагогических кадров по целевым заказам органов власти, управления образованием и образовательных учреждений.

©2005 Курбатова Л.А., Курбатов А.В. ГОУ ЦО №1804 "Кожухово" г.Москва

Hosted by uCoz