Курбатов А.В.
к.т.н., ведущий научный сотрудник
Института управления образованием РАО


Управление качеством образования в условиях
постиндустриального информационного общества.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет доступность, качество и эффективность как ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.
Указанное определение дает юридическое основание для интерпретации термина «качество образования» как характеристики способности системы образования обеспечить достижение целей личности, общества и государства.
Теоретическое обоснование и технология практической реализации предложенного подхода в течение 13 лет разрабатывается, совершенствуется и апробируется в условиях московской городской экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века» на базе Центра образования № 1804 «Кожухово».
Концепция отмечает, что «нынешнее состояние образования – его содержание и структура, его материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника не соответствует современным требованиям развития страны, запросам личности, общества и государства».
Таким образом, для определения программы действий, направленных на достижение приоритетных целей Концепции, необходимо рассматривать качество образования как характеристику системы отношений личности, общества и государства.
Указанный подход является новым для отечественного образования, так как требует рассматривать гармонию интересов личности, общества и государства как один из показателей качества образования.
В практике отечественного образования личностно-ориентированный подход получил широкое признание сравнительно недавно и методология его реализации в системе общего образования разработана недостаточно для решения задачи повышения качества образования до уровня, соответствующего требованиям современного социально-экономического развития страны.
Методы изучения и формирования социального заказа, применявшиеся до настоящего времени, не обеспечивали соответствие системы отношений интересам, потребностям и возможностям личности.
Указанная тенденция, в конечном итоге, породила такое негативное социальное явление, как дидактогения, развитие которого представляет собой угрозу существованию как личности, так и общества и государства.
В практике большинства современных школ термин «качество» обычно употребляется по отношению к обученности и измеряется как показатель, характеризующий число учащихся, усвоивших учебный курс на «хорошо» и «отлично».
Такой подход не позволяет составить удовлетворительное представление даже о качестве решения приоритетной задачи образования – воспитании.
Однако, если методики оценки воспитанности в теории и практике отечественного образования исследуются и успешно применяются в некоторых образовательных учреждениях, то методы оценки качества содержания образования в современной педагогической литературе не описаны, что и порождает одну из основных проблем, отмеченную в Концепции: «Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ».
Таким образом, неразработанность подходов к теории и практике оценивания качества образования приводит к размену здоровья нации на качество обученности. При этом знания, умения и навыки, полученные учащимися, не отвечают требованиям современной жизни.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в числе основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, в первую очередь, отмечается «ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях».
Главной особенностью современного исторического периода следует считать увеличение скорости изменения условий жизни. Закономерность ускорения общественного развития была подмечена достаточно давно и на уровне констатации факта изучается в некоторых курсах истории, философии и социологии. Смысл самой распространенной формулировки указанной закономерности можно выразить утверждением: «очередную фазу своего развития общество проходит быстрее, чем предыдущую». Однако для успешного построения стратегии выживания и развития цивилизации на современном этапе простое знание указанного факта может оказаться недостаточным. Скорость развития некоторых процессов может превысить предельные для жизни человечества значения.
Целый ряд фактов, вытекающих из анализа особенностей развития цивилизации, свидетельствует о ее критическом состоянии. Всего за одно столетие на планете произошел качественный скачок в одной только сфере военных технологий от огнестрельного оружия до оружия массового уничтожения людей. Нарастают масштабы нанесения ущерба экологии планеты в результате деятельности человека. Численность населения планеты превысила 6 млрд. и продолжает расти. При сохранении тенденции к дальнейшему росту на том же уровне развитие инфраструктуры жизнеобеспечения потребует использования мощных энергетических систем и определенных ограничений на потребление традиционных ресурсов жизнеобеспечения, в том числе питьевой воды. Следует подчеркнуть, что использование источников энергии большой мощности связано с необходимостью совершенствования технологий обеспечения безопасности их применения.
Основным следствием закона ускорения общественного развития следует считать эффект возрастания ущерба от ошибок в управлении с увеличением скорости общественного развития.
Это следствие имеет всеобщий характер и может быть наглядно подтверждено примерами из современной жизни. Так, например, во время бомбардировок странами НАТО городов Югославии одна из ракет поразила посольство Китая. По официальной версии причиной этого события послужило устаревшее полетное задание, то есть ошибка в управлении боевым применением стратегического оружия. Во время учений, проводимых Вооруженными силами Украины, в результате ошибки в управлении учебным применением системы противовоздушной обороны был сбит российский самолет, что повлекло за собой гибель десятков людей. Ошибка в управлении Чернобыльской АЭС привела к гибели целого региона, и последствия этой ошибки еще долго будут оказывать влияние на состояние экосистемы всей планеты.
Перечень примеров легко продолжить и, следовательно, можно сделать вывод, что основное следствие закона ускорения развития позволяет определить главную проблему мирового сообщества: обеспечение устойчивости развития цивилизации до уровня, гарантирующего выживание и стабильное развитие человечества. Другими словами, необходимо обеспечить такой уровень качества управления, который исключает ошибки, угрожающие существованию жизни на земле.
Решение подобной задачи в постиндустриальном информационном обществе возможно только за счет повышения качества общего образования.
Однако современная система образования, формировавшаяся в период накопления и реформировавшаяся в переходный период развития цивилизации, не отвечает требованиям современности.
В частности, современная система образования не предусматривает подготовки личности и общества к успешной деятельности в условиях усиления опасности воздействия трех антропогенных факторов:
1. Неконтролируемого и несогласованного интенсивного изменения экологии планеты хозяйственной деятельностью различных государств при высокой степени риска разрушения экосистемы.
2. Отсутствия надежных средств обеспечения безопасности производства, хранения, эксплуатации и боевого применения систем и средств вооружения в условиях, когда накопленных запасов оружия достаточно для того, чтобы 200-300 раз уничтожить все живое на земле.
3. Развития и распространения систем и средств массовой информации, обладающих возможностью быстрого изменения состояния сознания личности и общества, как в позитивном, так и в негативном направлении.
Предупредить наступление катастрофы, вызванной несогласованностью действий субъектов, обладающих мощными техническими возможностями, можно только за счет изменения стратегических приоритетов общего образования в целях достижения гармонии развития личности и общества, государств и мирового сообщества.
В теории отечественной педагогики качество образования, как правило, не рассматривается, делаются попытки исследования качества отдельных аспектов образования. Например, качество результатов образовательного процесса, при этом качество рассматривается как нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения; качество знаний учащихся и др.
Одним из наиболее общих определений используемых в теории педагогики можно считать формулировку: «качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (реальных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности». При этом указывается, что «качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи» (Шишов С.Е., и Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Педагогическое общество России, 1999).
Однако оценка качества образования, в указанной интерпретации, в современной литературе рассматривается, в основном, на уровне постановки задачи.
Таким образом, можно констатировать, что теорией и практикой признается необходимость перехода к новой философии образования, рассматривающей личностный аспект (характеризующий эмоциональное и социальное развитие ученика, сформированность его ценностно-ориентированной сферы) как один из основных приоритетов.
В связи с указанной потребностью возникает необходимость решения новой задачи - оценки качества содержания образования как компонента оценки качества образования в целом.
Следует отметить, что методики оценки качества образования должны обеспечивать возможность эффективного управления развитием системы образования в интересах личности, общества и государства.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития.
При этом образовательная политика определяется как важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения функциональных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического развития и гуманизации общества.
Учитывая, что первейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, можно считать оправданным предлагаемый автором подход к интерпретации термина «качество образования» как характеристики способности системы образования обеспечивать достижение гармонии интересов личности, общества и государства.
Практическая реализация указанного подхода требует пересмотра методов оценки как уровня учебных достижений учащихся, так и достижений в мыслительно-интеллектуальной, волевой и коммуникативной сферах. Следует подчеркнуть, что в настоящее время наука располагает достоверными фактами, свидетельствующими о том, что повышение обученности может сопровождаться снижением интеллекта учащихся. Традиционная пятибалльная система оценивания не позволяет своевременно обнаружить дисгармонию динамики показателей различных аспектов развития учащихся, и, следовательно, для ликвидации и профилактики эффекта дидактогении требует применения дополнительных мер, а, следовательно, дополнительных затрат, в том числе на диагностику воспитанности, интеллектуального, эмоционального, физического развития и т.п.
Получение полной информации, необходимой для подготовки управленческого решения, обеспечивающего повышение качества образования, требует затрат, не соотносимых с реальным экономическим положением страны.
В концепции модернизации российского образования прямо указано, что общеобразовательные учреждения финансируются на 25% от потребности, обусловленной традиционным подходом к качеству образования. Следовательно, вариант увеличения затрат на диагностику для общего образования в масштабах всей страны можно считать бесперспективным. Необходима новая технология оценивания результатов образовательной деятельности, позволяющая учитывать динамику всех основных показателей качества образования и своевременно выработать управленческие решения, обеспечивающие его стабильное повышение.
Коллективом Центра образования № 1804 «Кожухово» разработана методология проектирования системы оценивания результатов образования, учитывающая общие тенденции мирового развития, перечисленные в Концепции модернизации российского образования. На основе использования авторской методологии проектирования коллективом разработана и успешно апробируется в течение 5 лет Рейтинговая единая корректирующая оценочная развивающая диагностическая система (РЕКОРД) и методика подготовки педагогических кадров для работы по указанной системе.
12-балльная система оценки уровня образовательной деятельности учащихся является одним из элементов системы РЕКОРД.
Шкала основных баллов поставлена в соответствие эффективности видов образовательной деятельности обучающихся и учитывает сформированность норм поведения, необходимых для успешной организации образовательного процесса.
Основными баллами, составляющими целую часть оценки отмечается успешное освоение учащимся определенных видов деятельности.
0 – способность к эпизодическому посещению занятий;
1 - способность к систематическому посещению занятий;
2 - сформированность коммуникативных навыков необходимых для участия в образовательном процессе;
3 - способность к мобилизации моральных и интеллектуальных ресурсов на получение образования;
4 - узнавание изученного материала;
5 - воспроизведение изученного материала;
6 - успешная простая деятельность с применением полученных знаний;
7 - успешная сложная деятельность с применением полученных знаний;
8 - успешная деятельность с элементами творчества;
9 - творческая работа;
10 - успешное индивидуальное обучение или контроль обучения других учащихся;
11 - успешное коллективное обучение или контроль обучения группы учащихся;
12 - совершенствование организации образовательного процесса и особые заслуги в образовательной деятельности.
Оценки проставляются с целой и дробной частью. Целая часть означает уровень реальных достижений ученика, дробной частью оценивается активность его попыток овладеть более высоким уровнем деятельности. Систематически подсчитывается средний балл, который является основой для определения рейтинга.
Рейтинговые оценки формируются для всех составляющих качества образования, включая его содержание. Результаты рейтинга служат для формирования представления о качестве образования в целом и подготовки управленческих решений, направленных на совершенствование системы образования учреждения в целях повышения доступности, качества и эффективности подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров за счет внутренних ресурсов.
Одной из наиболее сложных задач в процессе подготовки кадров является обучение технологии использования системы РЕКОРД для оценки сформированности системы ценностей, норм и привычек воспитанников. Новые социальные требования к российскому образованию, обоснованные в Концепции модернизации сменой системы ценностей и социальных приоритетов, а также экономическими и политическими трудностями перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике, вызывают необходимость применения принципиально новой методологии обеспечения духовно-нравственного развития участников образовательного процесса.
Концепция модернизации определяет, что «система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их». Выполнить это требование в современной России представляется возможным только на основе использования системно-деятельностного подхода к оценке качества образования как фактора, определяющего уровень жизни личности, семьи, общества и государства.
При этом предполагается, что субъектами деятельности являются все участники образовательного процесса. Привлечение всех участников образовательного процесса к подготовке, принятию и реализации управленческих решений в условиях постиндустриального информационного общества является новой задачей для теории и практики отечественного образования.
Преемственность исторически сложившихся форм и методов коллегиального управления была в значительной мере нарушена после Октябрьской революции 1917 года. Однако до 1931 года предпринимались попытки развития коллегиальных методов управления, соответствовавших идеологии марксистско-ленинского мировоззрения.
После объявления ЦК ВКП(б) линии на осуществление единоначалия в управлении школой (Постановление «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года) Совет народных комиссаров РСФСР отменил Устав единой трудовой школы Постановлением от 19 сентября 1933 года. Новый Устав советской политехнической школы, утвержденный тем же постановлением, значительно уменьшил круг вопросов, подлежащих рассмотрению на школьном совете. Кроме того, совет стал совещательным органом, что впоследствии привело к его исчезновению. Однако единоначалие в системе управления 1933 года кроме полноты прав означало полноту ответственности за качество исполнения обязанностей. При этом была на практике достигнута высокая оперативность и эффективность контроля за качеством работы руководителей и реализацией необходимых мер воздействия в случаях, когда органами управления допускались просчеты, свидетельствовавшие о недостаточной компетентности или умышленном нанесении вреда обществу или государству. Поэтому, несмотря на все издержки периода репрессий, трудности военных лет и лишения послевоенной разрухи, в 50-е годы наша страна занимала 3-е место в мире по уровню интеллектуализации молодежи после США и Канады, что действительно позволяло, учитывая сложнейшие экономические условия, в которых был достигнут этот уровень, считать, что наше образование лучшее в мире.
После XX съезда КПСС в системе управления государством наметился переход к демократизации, однако в системе образования авторитарный стиль управления сохранил свои доминирующие позиции. Соотношение прав, обязанностей и ответственности приобрело деструктивный характер, поскольку полнота прав в новой системе отношений не влекла за собой реальной ответственности за невыполнение обязанностей вследствие своей некомпетентности или преследования личных интересов, не совпадающих с интересами общества и государства.
Министр образования В. М. Филиппов, выступая в «Учительской газете» от 18 июня 2002 года, указал: «Современная дискуссия – это нормальный процесс поиска ответа на то, чему в новом, XXI веке, должна учить школа, какие давать знания и умения и какие прививать ценности. Другое дело, мы слишком затянули ее в части определения государственных образовательных стандартов и, по существу, не выполнили требования Закона «Об образовании», принятого 10 лет назад».
Тенденции возвращения государственной политики к развитию методов коллегиального управления наметились в 1988 году после Съезда работников просвещения, поставившего задачу развития государственно-общественного управления образованием.
В настоящий момент государственная политика на обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления образованием определена требованием статьи 2 Закона РФ «Об образовании». Однако практическая реализация указанного требования Закона затруднена вследствие потери навыков коллегиального управления, вызванных длительным периодом абсолютного доминирования авторитарного стиля управления и отсутствием научной школы, позволяющей достаточно быстро восстановить культуру коллегиального управления, обеспечивающего успешную реализацию принципа демократического, государственно-общественного управления образованием.
В процессе разработки и апробации системы РЕКОРД в условиях экспериментальной площадки решались три основные проблемы:
- организация научных исследований, необходимых для разработки теоретического аппарата, обеспечивающего успешную модернизацию управления образованием;
- подготовка кадров, способных к практической реализации научно-обоснованного подхода к совершенствованию управления образованием;
- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей устойчивость позитивных результатов практики государственно-общественного управления образованием.
Проведенные исследования показали, что в постиндустриальном информационном обществе ввиду высокой изменчивости условий жизни значительно усложняется задача правильного определения целей образования, а, следовательно, и задача управления образованием в целом.
Таким образом, от качества методологии управления общим образованием зависит и выживание, и уровень жизни общества, а, следовательно, и устойчивость государственной власти.
Указанное обстоятельство диктует необходимость концентрации усилий общества и государства на совершенствовании методов реализации всех функций управления: прогнозирования, планирования, контроля, организации и других.
Нормативно-директивное управление способно обеспечить высокий результат, как правило, в тех случаях, когда развитие ситуации может быть представлено моделью детерминированного процесса. Стохастические и неопределенные процессы вызывают большие сложности в решении одной из основных задач управления – прогнозирования. Прогнозирование неопределенных процессов, а именно такими являются в настоящий момент процессы социально-экономического развития, требуют применения экспертных методов. Аналогичные утверждения справедливы и для других функций управления: планирования, контроля, организации и т. д., а, следовательно, становление и развитие государственно-общественного управления, как и процесс демократизации управления общим образованием, объективно обусловлены динамикой социально-экономического развития.
Привлечение экспертов к процессу управления требует от руководства специальных знаний, так как сам по себе факт привлечения экспертов к управлению не гарантирует повышение его качества, более того, может дать и обратный эффект.
Для получения высокого качества управленческого решения необходимо обеспечить соответствие уровня компетентности участников образовательного процесса формам и методам их самореализации в подготовке управленческого решения.
Система РЕКОРД позволяет обеспечить эффективное решение указанной задачи. Пятилетняя апробация полномасштабного использования системы РЕКОРД в условиях городской экспериментальной площадки «Столичный образовательный центр XXI века» позволила обеспечить стабильное одновременное повышение уровня воспитанности, обученности, интеллектуального и физического развития учащихся. Показатели заболеваемости воспитанников Центра образования в три раза ниже средних показателей по району.
В настоящий момент более 50% учащихся Центра образования № 1804 «Кожухово» являются победителями предметных олимпиад, спортивных соревнований и творческих конкурсов от районного до международного уровня.
Учитывая, что в Центр образования № 1804 «Кожухово» принимаются все желающие без отбора, можно обоснованно предположить, что новый подход к оценке качества образования является средством достижения принципиально нового качества образования в системе общего образования.

© Курбатов А.В., 2003 // Материалы Международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе», Новосибирск, 2003.

Hosted by uCoz