Тезисы учебно-воспитательного комплекса № 1804 «Кожухово»
для участия в мастер-классе «Развитие образования»
11 апреля 2001 года (эстетическое воспитание)

Концепция организации полного образовательного процесса исходит из положения о приоритете системы воспитания, эффективность которой определяет успех решения задач развития и обучения. Воспитание не может принести положительный результат без развития духовности. Духовный мир человека не развивается гармонично в отрыве от исторических и культурных корней своего народа и мирового развития духовности средствами искусства.
Организация полного образовательного цикла учреждения, объединяющего возможности дошкольного, общего и дополнительного образования, позволяет результативно использовать административный ресурс для мобилизации единого коллектива на решение задачи преемственности. Как показали результаты экспериментальной работы по организации непрерывного образования, на основе использования методологии искусства и культуры в качестве системообразующего фактора единого образовательного пространства, практика согласования ценностей и методов развития духовности оказала положительное влияние не только на развитие детей дошкольного и школьного возраста, но и на мировоззрение педагогического коллектива и родителей воспитанников.
В качестве компонентов развивающей среды были использованы фольклор, хоровое пение, сольфеджио, ритмика, игра на музыкальных инструментах /флейта, скрипка, фортепьяно, домра, баян, аккордеон, гитара/. Формы, методы и режим занятий определялись по рекомендациям специалистов медико-социально-психологической службы по результатам непрерывного наблюдения за эмоциональным, интеллектуальным, физическим и духовным развитием детей. При этом к организации образовательного процесса привлекались все его участники, что оказало позитивное влияние на ценностную ориентацию как детей, так и взрослых.
В течение 10 лет прямое изучение социального заказа жителей микрорайона «Кожухово» свидетельствует о возрастающем спросе на все виды дополнительного образования в области искусства.
Результаты работы УВК, объединяющего в одном юридическом лице возможности д./сада, многопрофильной школы и центра творчества, показали, что организация целостного образовательного процесса на основе приобщения детей к искусству на всех ступенях образования позволила получить эффект, который в литературе назван «вспышкой детской талантливости».
«Вспышка детской талантливости», вызванная экспериментальной организацией образовательного процесса, повлекла за собой появление принципиально новых требований, предъявляемых обществом к образованию, смысл которых заключается в том, чтобы поднять качество образования по направлениям, соответствующим повышенной мотивации учащихся, до уровня профессионального, с одной стороны, не снижая его универсальности, с другой стороны.
Это изменение социального заказа со стороны общества совпадает с выводами научно-обоснованных прогнозов о том, что получение нескольких профессий и развитие способности к освоению или созданию новых профессий – одно из условий выживания и личности, и общества в ХХI веке, которое, следовательно, должно стать задачей системы образования, если, конечно, мы говорим об образовании жизнеспособного прогрессивного социума.
Закон ускорения развития, действующий в экономике, диктует необходимость перехода от репродуктивного образования к творческому. В социальной сфере это выражается в том, что если в XIX и начале ХХ века получение одной высокооплачиваемой профессии гарантировало ток на всю жизнь, то в конце ХХ века срок актуальности профессии становится в 3-4 раза меньше человеческой жизни.
Если же название профессии не меняется, то за срок человеческой жизни 3-4 раза принципиально меняется технология, характерная для этой профессии, что также требует нового профессионального обучения.
Изобразительное искусство занимает особое место в образовании, так как включение занятий изобразительным искусством в учабно-воспитательный процесс на всех ступенях сказывает определяющие влияние на развитие интеллекта и творческих способностей, активизируя эмоционально-образное восприятие и мышление.
Так в практике работы экспериментальной площадки включение дисциплин художественно-эстетического цикла в учебный план, как общего, так и дополнительного образования позволило уменьшить число детей, нуждающихся в коррекции, с 80% до 5%. Художественные работы учащихся с успехом выставлялись на городских, российских и международных выставках. Ряд работ внесен в каталог международной выставки в Пушкинском музее. Ориентируясь на соц. Заказ, были открыты художественные классы помимо общего художественного образования и заключен договор с лицеем. Занятия изобразительным искусством, повышая общий творческий потенциал и развивая образное мышление и целостное восприятие, позволяют повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению по всем направлениям содержания образования, что определяет его ключевую роль для повышения качества образования, а, следовательно, для развития экономики государства.

©2005 Курбатов А.В., Курбатова Л.А. ГОУ ЦО №1804 "Кожухово" г.Москва

Hosted by uCoz